Родителям о Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Уважаемые родители!
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации".
ФГОС ДО ( Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утержден 17 октября 2013 года Приказом № 1155 Министерства образования и науки РФ.
ФГОС дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В центре проекта стандарта находятся требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим,кадровым, материально-техническим и финансовым.
В отличие от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при осовении ими образовательных программ, а требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров: инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, положительное отношенеие к себе и другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность ребенка к фантазии, вображению, творчеству, любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др.
Что должны знать родители о ФГОС ДО?
Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Однако, стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких "стандартных" рамках.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков,а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкльного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требованияя к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования,то мы лишим детей детства, не читывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянн будет проверятьс уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.
Основная образовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.
В тексте ФГОС не употребляется слово "занятие", но это не означает переход на позиции "свободного воспитания" дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. но такая форма образовталеьной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. в современной теории и практике понятие "занятие" рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышени роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места,безусловно, положителен,так как в настоящее время на первом месте стоит занятие.Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса - отказ от специально организованной детельности уже давно назрела. ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. необходимо отметить, что каждому вижу детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
Все образовательные области связаня друг с другм: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со свестниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
Документ ориентирует на взаимоействие с родителями: родтели долны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса,участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
И что еще очень важно, основная программа дошкольного образвани обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.
Перспектива рефрмирования дошкольного образования вселяет надежду не качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему "общественного дошкольного воспитания" в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлимую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возрста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.
Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следут воспиринимать позитивно.
Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом Приказе;
Во-вторых, в Приказе много положительного:
* желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной;
* создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое;
* попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области;
* стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка;
* отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;
* ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями. |