Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Специально оборудованные кабинеты в детском саду отсутствуют.
Образовательная деятельность, в том числе воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов, проводится в групповых помещениях. В учреждении оборудовано 8 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, проспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Кабинет учителя-логопеда
В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащен логопедичекий кабинет: общая площадь логопедического кабинета 18 кв.м.
Кабинет учителя-логопеда предназначен для:
- проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста;
- проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.
Оснащение кабинета:
-зеркало настенное с лампой дополнительного освещения;
- зеркала для индивидуальной работы;
- шкафы для хранения пособий;
- столы для детей;
- стулья детские;
- стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией.
Учебно-методические пособия:
а) для коррекционной логопеической работы:
- по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);
- по фонетическому восприятию ( наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);
- по лексическому запасу ( дидактичекие игры, наборы картинок);
- по связной речи ( наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления опистаельных рассказов); методическая литература по разделам.
б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок "Четвертый лишний", набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр "Чей силуэт?", "Что сначала, что потом", "Путаница", "Нелепицы";
в) картотеки: артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковы еигры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксацию;
г) пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза).
Объекты для проведения практических занятий
Для проведения практических занятий с воспитаннкиами с ОВЗ и детьми-инвалидами в учреждении используются: групповые помещения, музыкальный и спортивный залы, кабинеты учителя-логопеда и педагога-психолога.
В учреждении оборудовано 8 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий. В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная)( для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовй посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образователньйо программы и ФГОС ДО.
Созданная с учетом возрастных особенностей детей и соответствующая смовременным требованиям развивающая предметно-пространственная среда (РППС) формирует игровые навыки у детей и способствует развитию личности дошкольника. Развивающая предметно-пространственная среда в МБДОУ регулярно обновляется в соответствии с ФГОС ДО, возрастом детей и санитарными нормами.
Пространство каждой группы разделено на функциональные зоны с большим разнообразием игр, игрушек в соответствии с возрастом детей, наличием мест для самостоятельных игр и уединения ребенка.
В группах имеется достаточное количество развивающих игр, много разнообразного дидактического материала.
Дошкольники должны много двигаться, поэтому в помещениях каждой возрастной группы имеется все необходимое для развития двигательной активности детей, спортивные уголки.
Наборы кукольной мебели, посуды, одежды для кукол, костюмов для переодевания, машинки, коляски, телефоны, сумочки, наборы "Айболит", "Парикмахерская" споссобствуют органзации сюжетно-ролевых игр: "Семья", "Больница", "Корабль", "Почта", "Магазин", "Кухня"; уголок ПДД.
Для развития творческогопоетнциала в групповых комнатах созданы различные виды театра: кукольный, пальчиковый, би-ба-бо, теневой, плоскостной.
Оборудованы центры для продуктивной деятельности: по изодеятельности с материалами для рисования, лепки и аппликации, конструирования; природный и бросовый материал; схемы и образцы изготовления поделок; выставки детских работ.
Для речевого развития в каждом групповом помещении подобрана художественная литература см яркими иллюстрациями для детей конкретного возраста.
В группах оформлены зоны патриотического воспитания, где дети имеют возможность в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Имеется широкий спектр иллюстраций, фотографий с видами родного города, страны, столицы, образцы российского герба и флага. Материал меняется в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Библиотека
Отдельного помещения для библиотеки нет. Литература находится в кабинете замесетителя заведующего: учебная и методическая литература; периодическая печать; детская художественная литература.
Кабинет заместителя заведующего.
Кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетичекое развитие, физическое развитие для проведения образовательно деятельности, в том числе, с детьми-инвалидами и воспитаннкиами с ОВЗ.
Средства обучения и воспитания сформированы по видам:
- методическая литература;
- наглядно - методические пособия;
- дидактические пособия;
- наглядно - дидактические пособия;
- наглядные пособия.
Кабинет пеадгога - психолога.
В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сферы развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консмультации для родителей.
Деятелньость педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свобоному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Для кабинета педагога-психолога отведено отдельное помещение площадью 18 кв. м.
Кабинет педагога-психолога изолирован, расположен на втором этаже в доступном месте так, чтобы его можно было легко найти. Это дает возможность оперативно обращаться к психологу, а также позволяет родителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюдать конфиденциальность встречи.
Спортивные объекты
Для развития физических качеств и двигательных умений дошкольников в ДОУ оборудован спортивный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах, в том числе для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.
В детском саду имеется все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функцинальных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей.
Для этого в отдельном помещении оборудован спортивный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. Общая площадь спортивного зала - 75 кв.м. Освещенность: естественная - 4 окна, искусственная - 12 люминесцентных светильников.
В спортивном зале имеется стандартное и нестардартное оборудование и спортивны йинвентарь, необходимое для ведения физкультурно-оздоровительной работы:
- физкультурное оборудование - гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков;
- спортиное оборудование - мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, скакалки, гантели и др.
Оборудование и инвентарь соответсствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН.
Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Спортивная площадка.
Используется для занятий физической культурой, проведения гимнастики, спортивных праздников, досугов и развлечений на улице, организации прогулок.
Средства обучения и воспитания
Наша дошкольная организация обеспечена средствами обучения и воспитания для проведеняи практических занятий с воспитаннкиами, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятелньости детей.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В МБДОУ "Детский сад "Лучик" обеспечен доступ в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
На прилегающей к территории МБДОУ "Детский сад "Лучик" на стоянке нет обозначенной стоянки для автотранспортных средств инвалидов.
На калитке центрального входа на территорию ДОУ установлена беспрводная кнопка со звонком и видеодомофоном.
Специальные условия питания
Питание обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ "Детский сад "Лучик" организованно в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СаПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Соблюдение санитарно-гигиенических требований СаПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" контролируется заведующим детским садом и бракеражной комиссиией.
Организация питевого режима.
Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СаПиН 2.3/2.4.3590-20.
Питьевая вода доступна воспитаннкиам в течение всего времени нахождения в детском саду. Вода меняется каждые 3 часа.
Организация питания.
Организацию питания детей (получение, хранени и учет продуктов питания, производство кулинарной продукции на пищеблоке, создание условий для приема пищи детьми в группах и пр.) осуществляют работники детского сада в соответствии со штатным расписанием и функциональными обязанностями (завхоз, повара, кухонный рабочий, воспитатели, младшие воспитатели).
Устройство, оборудование и содержание пищеблока Учреждения соответствует санитарным правилам к организациям общественнго питания. Для приготовления пищи используется электрооборудование (мясорубка, электрорезка, электрические плиты).
Технологичесое оборудование, инвентраь, посуда, тара изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь и кухонная помсуда имеет маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов. Всё технологическое и холодильное оборудование в рабочем состоянии.
Пищевые продукты хранятся в соответствии с условиями и их хранения и сроками годности, установленными предприятием - изготовителем в соответствии с нормативно-тезнической документацией.
Складские помещения для хранения продуктов оборудованы приборами для измерения температуры и влажности воздуха, холодильным оборудование с контрольными термометрами.
В помещени пищеблока проводится ежедневная влажная уборка, генеральная уборка по утвержденному графику. Работники пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологической обработке продуктов, правила личной гигиены.
Организация питания воспитанников в группе осуществляется воспитателем группы и заключается: в создании безопасных условий при подготовке к приему пищи и во время приема пищи; в воспитании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи воспитанниками.
Получение пищи на группы осуществляется младшим воспитателем строго по графику и только после проведеняи приемочного контроля бракеражной комиссией с соответствующей записью в "Журнале бракеража готовй кулинарной продукции".
Организация питания в детском саду осуществляется как за счет средств родителей (законных представителей) , так и за счет средсвт муниципального бюджета.
Режим и рацион питания.
Обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ, получают 5-ти разовое сбалансированное питание )завтрак, второй завтрак. обед, полдник, ужин) в соответствии с десятидневным (примерным) меню и дейтсвующими натуральными нормами питания, требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц ОВЗ не практикуется.
Для эффективной организации питания имеются технологические карты приготовления блюд, где указаны раскладка, калорийность блюд, содержание жиров, белков, углеводов.
При отсутствии каких-либо продуктов, в целях полноценного сбалансированного питания, производится замена на равноценные по составу продукты в соответствии с утвержденной СанПин 2.3/2.4.3590-20 таблицей замены продуктов по белкам и углеводам. На основании утвержденного примерного меню ежедневно составляется меню-требование установленного образца, с указанием выхода блюд для детей разного возраста, которое утверждается заведующим.
В меню представлены разнообразные блюда, исколючены их повторы. На завтрак готовятся различные молочные каши, макаронные изделия. Из напитков подается чай сладкий, какао с молоком, кофейный напиток. На обед из мясных и рыбных прлдуктов готовятся котлеты, биточки, гуляш, которые делаются в отварном и тушеном виде. В качестве гарниров ко вторым блюдам чаще используются овощи (отварные, тушеные, в виде пюре), крупы (гречка, рис). Учитывая необходимость использования в питании различных овощей, как в свежем, так и в сыром виде, в состав блюда включается салат, преимущественно из свежих овощей. Салаты, как правило, заправляются растительным маслом. Также в меню предусмотрены блюда из творога. В кчастве третьего блюда - компот из свежих фруктов или сухофруктов, кисель. На полдник выдается кисломолочный напиток, йогурты, выпечка. В ежедневный рацион детей включены свежие фрукты и витаминизированный напиток.
Контроль за питанием.
Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, куоинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, соблюдением сроков реализации продуктов, сантиарным состоянием пищеблока, правильностью хранения продуктов возлагается на брауеражную комиссию Учреждения, в состав которой входит заведующий, повар, завхоз.
При организации контроля за соблюдением законодательства в сере защиты прав потребителей и благополучия человека при организации питания в Учреждении администрация руководствуется санитарными правилами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Сервировка стола.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но ее значение не только в выполнении за столом физиологических потребностей. Она имеет этический смысл - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу. Красиво и правильно серсиврованный стол, красивая еда возбуждают аппетит у ребенка. Овладение культурой еды - нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо.
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ созданы все условия для охраны здоровья воспитанников: текущий контроль за состоянием здоровья детей, проводятся санитарно-гигиенические , профилактические и оздоровителнтые мероприятия.
Безопасное пребывание ребенка в учреждении обеспечиваются в соответствии с СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
В учреждении имеется лицезированный медицинский блок, который находится на первом этаже здания и состоит из кабинета медицинской сестры, процедурного кабинета.Все кабинеты полностью оснащенвы медицинским оборудованием и инструментарием, необходимым для работы в докольном учреждении.
Медицинское обслуживание осуществялется по договору с ОГБУЗ "Гагаринская ЦРБ", в рамках которого организуется систематичекий контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников (профосмотры).
В учреждении функционирует психолого-педагогический консилиум ДОУ. Целью ППК является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ или состоянимяи декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии , направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, проффилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующие мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Согласно требованиям СП 2.4.3648-20 прием детей, впервые поступающих в дошкольные образовательные учреждения, осуществляется на основании медицинского заклчения за подписью участкового педиатра и заверенного печатью поликлиники.
В ОГБУЗ "Гагаринская ЦРБ" с согласия родителей (законных представителей) проводятся профилактические прививки, за планирование, проведение, учет, отчетность которых несет медицинская сестра ДОУ, назначенная на этот период заведующей детской поликлиникой, и заведующая ДОУ.
В помещениях ДОУ:
- вся мебель пронумерована, оборудование надежно закреплено;
- все выходы и входы из здания освещены;
- для хранения дезинфицирующих и моющих средств специальные шкафы, на которых имеются замки, к ним нет доступа детей;
- вдоль всех лестниц имеются трехярусные перила в соответствии роста детей.
В соответствии с планом работы проводятся инструктажи для сотрудников учреждения и педагогические инструктажи с воспитанниками, с целью профилактики детского и взрослого травматизма.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям.
Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
Доступ к информационным системам
Доступ воспитанникам к сети Инетернет не предоставляется.
Педагоги ДОУ имеют доступ к информационным системам и информацинно-телекоммуникационным сетям ежедневно и используют полученную информацию при проведении непрерывной образовательной деятельности, в процессе индивидуальной и коллективной работы.
Информационная база дошкольной организации оснащена:
- выходом в Интернет;
- электронной почтой.
Функционирует официальный сайт учреждения.
В целях качественного осуществления образовательной деятельности педагогам в МБДОУ обеспечен доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, который осуществляется с персональных компьютеров, подключенных к сети Интернет.
Предоставление доступа к сети Интернет осуществляется во всех помещениях ДОУ средствами WI - FI.
Электронные образовательные ресурсы
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, не предусматривается.
Воспитатели имеют доступ к следующим электронным ресурсам:
http://www.mon.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://1obraz.ru /#/ recommendations/ - "Актион" Образование, Справочная система
http://www.edu.ru/ - Российское образование
http://vospitatel.com.ua/ - сайт "Воспитатель"
http://www.solnet.ee/ - портал "Солнышко"
http://tmntpk.ucoz.ru/ - презентации для дошкольников
http://900igr.net/ - игры и презентации для детей
http://www/detskiysad.ru/ - Детский сад. ру - познавательны статьи
http://pedlib.ru/ - Педагогическая библиотека
http://detsad-kitty.ru/ - ДетСАд - стихи для детей и взрослых
Специальные технические средства обучения
В МБДОУ "Детский сад "Лучик" имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитаннкиов, в том числе инвалидов и лиц и ограниченными возмоностями здоровья:
- мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) - в музыкальном зале; переносная мультимедийная установка;
- музыкальный центр (музыкальный зал).
Дети - инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не предусмотрено.